Страсти за авторские отчисления накаляются

Итак, страсти вокруг авторских денег накаляются. Российское авторское общество (РАО) пожаловалось в Министерство культуры РФ на Российский союз правообладателей (РСП) за отказ последнего выплатить авторские отчисления. Перед этим в Минкультуры приняли к сведению обращение главы РСП о прекращении сотрудничества с РАО.

Не поделили

Мосгорсуд признал незаконным отказ Таганского суда рассматривать жалобу на возбуждение уголовного дела в отношении главы РАО Сергея Федотова, обвиняемого в мошенничестве. Ущерб оценивался в 500 млн рублей. Но адвокат настоял на том, что реальная сумма составляет 297 млн. Т.е. сам факт хищения уже не оспаривается, вопрос – в сумме.

Незадолго до этого отношения между сборщиками авторских отчислений вышли на новый уровень внутривидовой борьбы за «кормовую базу». Президенту Федерации интеллектуальной собственности Роману Абрамову передали, что первый заместитель генерального директора РАО Вера Федотова обещала на руководство РСП и ВОИС, в том числе на генерального директора РСП, опубликовать большое количество дискредитирующей информации. Президент РСП Никита Михалков, который ранее отрицал связь с РАО, всячески оказывал моральную поддержку отцу своего крестника Сергею Федотову, и даже предложил взять его на поруки.

Михалков и Федотов в лучшие времена. Фото Белицкий Антон / PhotoXPress

В РСП все же посчитали рискованным дожидаться судебных вердиктов вокруг РАО. В результате гендиректор союза Андрей Кричевский выслал письмо в организацию Федотова. В нем он известил о прекращении деловых отношений, а копию направил в Министерство культуры. Теперь союз будет самостоятельно выплачивать вознаграждение авторам.

Первый заместитель гендиректора РАО Вера Федотова, мать обвиняемого главы общества, направила письмо в Министерство культуры. В нем она пожаловалась на невыплату Российским союзом правообладателей вознаграждений членам РАО с октября 2015 года.

РАО просит Минкультуры «применить к РСП… меры, предусмотренные действующим законодательством: вынести РСП предписание с требованием устранить в кратчайшие сроки допущенное нарушение прав членов РАО».

Минкультуры ни при чем

Ответ Министерства культуры не заставил себя ждать. «Согласно нормам действующего законодательства, предписание об устранении нарушений может быть выдано контролирующим органом по результатам проверки деятельности юридического лица на предмет соблюдения им в процессе осуществления своей деятельности законодательства об авторском праве и смежных правах, — отметили в пресс-службе Минкультуры. — Предписывать РСП в ультимативной форме перечислить денежные средства в РАО только на основании письма РАО министерство не в праве».

В Минкультуры добавили: «Днем ранее в ведомство поступила копия письма РСП в адрес РАО, содержание которого при рассмотрении обращения РАО нельзя не учитывать».

«В обращении РСП, — продолжили в пресс-службе, — указывается на отсутствие со стороны РАО подтверждений как в отношении правообладателей, которые уполномочили РАО на управление их правами в сфере, деятельность в которой осуществляет РСП, так и отсутствие со стороны РАО подтверждений выплат правообладателям тех денежных средств, которые были перечислены РСП в адрес РАО за период с 2011 по 2015 годы».

Такая информация, подчеркнули в ведомстве, «к слову, также отсутствует в комментируемом обращении РАО в Министерство культуры».

Игры в монополию закончились разводом?

Еще до того как РСП получил госаккредитацию, союз и РАО договорились, что именно общество будет распределять между авторами долю от «налога на болванки» за возможное (!) копирование фильмов или музыки пользователями в личных целях. После получения госаккредитации в 2010 году, РСП стал напрямую заключать соглашения с авторами.

Тем не менее, михалковский союз выплачивал деньги авторам не напрямую, а через РАО. Так решил гендиректор РАО Сергей Федотов, который в 2011 году стал «по совместительству» еще и гендиректором РСП. РАО получала 20% всех сборов союза.

Андрей Кричевский был замом Федотова в Союзе правообладателей и одновременно членом совета директоров РАО. Когда в 2015 году пост главы РСП освободился, данную организацию возглавил Кричевский. Одновременно он является членом правления другой авторской организации – ВОИС, инициатором создания которой называют того же Федотова.

Летом 2015 года была проведена конференция РАО, РСП и ВОИС, на которой было объявлено, что все три организации объединятся в единую структуру. Новая организация была создана, сформированы органы управления и избран гендиректор — Федотов. Но в записи ЕГРЮЛ о переименовании глава ВОИС Кричевский получил право действовать от имени организации без доверенности.

В РАО сочли такую процедуру «захватом», и в ноябре организация подала иск к Минюсту, чтобы развернуть процедуру объединения. Объединение не состоялось, и осенью Кричевский потребовал от РАО отчета о том, как распределяются между авторами собранные РСП деньги.

Не получив отчета, он перестал перечислять деньги и решил разорвать контракт с обществом. Из-за разрыва отношений с союзом РАО может потерять около 450 млн рублей оборота, подсчитали «Ведомости» на основе данных по сборам обоих авторских обществ.

Крупные игроки распределят авторские отчисления

Минкомсвязи предлагало вовсе отказаться от управления правами на бездоговорной основе, отменить госаккредитацию и тем самым создать конкуренцию среди авторских обществ (им пришлось бы бороться за правообладателей). При этом руководители авторских обществ не могли бы занимать посты более четырех лет подряд, руководить несколькими организациями одновременно и «иметь интересы в компаниях-правообладателях».

Инициативы коллег сразу раскритиковало Минкультуры, отметив, что регулирование сферы авторских и смежных прав — забота именно этого министерства. В ведомстве возразили против перехода на договорную основу управления правами, а взамен предложили создать специальную информационную систему с реестром правообладателей и произведений и с «личным кабинетом», через который можно будет отслеживать начисление вознаграждений.

Но в будущем полномочия Минкультуры в области авторских прав могут перейти к Роспатенту: в конце июля 2015-го первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил создать на базе службы единого регулятора в сфере интеллектуальной собственности, его главой назначен бывший замминистра культуры Григорий Ивлиев.

Между тем из мартовского письма администрации президента в аппарат правительства следовало, что реформа рынка «преждевременна». И все же в начале июня 2016 года правительственная комиссия по административной реформе подтвердила необходимость создания на базе Роспатента единого органа в сфере интеллектуальной собственности, сообщала пресс-служба Роспатента.

А до авторов деньги не доходят

В 2014 году поэт-песенник Илья Резник за год получил от РАО за свои песни… 12 рублей. А Игорь Матвиенко получил всего 72 рубля за трансляцию своих произведений на церемониях открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи.

Еще в апреле 2015 года на закрытом заседании Общественного совета (ОС) Минкультуры его члены раскритиковали деятельность Российского авторского общества и Российского союза правообладателей, а так же направили в организации просьбу опубликовать подробные данные об авторских отчислениях за 2014 год.

Согласно официальному отчету РАО, с 2008 по 2013 годы сборы организации увеличились в два раза — с 2,2 до 4,4 млрд. За 2013 год организация удержала целевые отчисления на покрытие собственных расходов 1 млрд рублей. На оплату труда сотрудников организация направила 320 млн рублей, на хозяйственные расходы — 67 млн, на юридические услуги — 37 млн, на прочие расходы — 15 млн рублей.

Получается, что РАО удержала миллиард на собственные нужды, а на озвученные выше статьи расходов (зарплата, юруслуги и хознужды) потратила только 439 млн. рублей. Но куда пошли оставшиеся 561 млн из миллиарда?

В ноябре группа российских продюсеров обратилась в РАО и ВОИС с предложением реформировать эти общества. Под письмом стояли подписи представителей продюсеров Виктора Дробыша, Константина Меладзе, Игоря Матвиенко, Игоря Крутого и Максима Фадеева. Матвиенко позже заявил, что в обществах идет «междоусобная война», счета организаций «фактически заморожены», а авторы не получают отчисления.

Весной 2016 года депутат Госдумы Сергей Обухов объявил, что, по его данным, за время существования РАО, РСП и ВОИС более 10 собранных млрд рублей не дошло до авторов, исполнителей, создателей фонограмм и иных правообладателей. В апреле известные музыканты, в том числе Баста, Стас Намин, Виктор Дробыш, Нюша, Константин Меладзе, Иван Дорн, сообщили, что изъяли свои права из управления РАО.

А есть еще и «нераспределенные авторские вознаграждения», как те, за которые на РАО подала в суд налоговая инспекция в 2012 году. Тогда Московский арбитражный суд постановил взыскать с общества 555 млн рублей: РАО не включило в свои доходы авторские вознаграждения, за которыми не обратились авторы, и не заплатило с них налог на прибыль.

Дело в том, что успешно собранное РАО авторское вознаграждение выдалось не всем авторам, а только тем из них, кто за вознаграждением додумался в РАО обратиться. Но к тем, кто использует произведения, РАО приходит само.

Комментарии читателей

Здесь приводятся некоторые из комментариев читателей различных онлайн-изданий по поводу событий вокруг сборщиков авторских денег.

Владимир Семёныч: Пауки грызутся за наши денежки.

Неизвестный: Брат пошел на брата. Большие деньги, большие беды

Неизвестный: и с ноги еще надо было! ))

Veliant: А что, все эти РАО с РСП и ВОИС реально задумывались для поддержки авторов, а не попила бабла?

olku: Как называется вид взаимосвязей, при котором один использует другого в качестве источника питания? 10 букв.

Катя Строгонова: распри паразитов.

Dokmop Kypnamob: вор у вора дубинку украл

Егор Самусенко : Жаль что самого михалкова никогда не посадят.

МЕДИА СПУТНИК