Отрасль платного телевидения в «зеркале» CSTB 2017

Фото: Яков Цирульников

Завершились три насыщенных дня ключевого отраслевого события – выставки и форума CSTB 2017. Как и следовало ожидать, они адекватно отразили состояние отечественного рынка цифрового телевидения. И нечего, как говорится, «на зеркало пенять…»

На меньшей площади

С 7 по 9 февраля в выставочном центре «Крокус Экспо» (Москва) прошла очередная, 19-я международная выставка и форум CSTB Telecom&Media’2017. Как и в прошлые годы, мероприятие собрало большинство специалистов и компаний, связанных с отраслью цифрового телевидения.

Обратило на себя внимание, в первую очередь, сокращение площади выставки. В двух неполных залах павильона оказалось существенно меньше стендов по сравнению даже с прошлым годом. А ведь помнится время, когда экспоненты заполняли все четыре зала.

И все же можно было легко заметить, что, например, вещатели на выставке были представлены практически все. За редкими исключениями. Не выставлялись в этом году телеканалы Nano TV, Luxury, «9 Волна», «Калейдоскоп ТВ», «Мультимания», «Радость моя» и дистрибьютор «Медиамарт», портфолио которого включает «Детский мир», «Любимое кино», «Мир сериала» и «Шансон ТВ». Вот и все потери, по большому счету.

Забавный репортаж телеканала «Москва 24» об открытии выставки

В основном, рынок дистрибуции контента «скукожился», конечно же, стараниями законодателей. Памятное ограничение доли иностранного владения СМИ, а также рекламы на платных каналах вынудило зарубежных вещателей искать «убежища» в замысловатых альянсах с российскими медиахолдингами.

Таким образом, телекомпании, в прошлом занимавшие отдельные стенды, в этом году экспонировались на площадках своих новых региональных владельцев. Как, например, группа Turner Broadcasting, ставшая частью «Медиа альянса» с Discovery Networks под патронажем «Национальной медиа группы». Определенную роль сыграл и продолжающийся кризис, вынуждающий компании экономить на своих расходах.

В целом, отрасль становится все более предсказуемой и управляемой. Консолидация дистрибьюторов контента, операторов и провайдеров, поставщиков и производителей техники сокращает число участников рынка. При такой динамике не за горами монополизация, как минимум, отдельных сегментов отрасли. Так, телевизионная реклама уже свелась к единому медиаселлеру, а ее стоимость на основе рейтингов – к единому медиаизмерителю.

Китайские перспективы российского медиабизнеса

Традиционно, первый день работы выставки открылся «Круглым столом» «Медиа без границ». Он начался с обсуждения взаимодействия России и Китая в сфере медиа и возможностей продвижения российского медиаконтента на рынок КНР.

Лю Либо, Алексей Волин, Юрий Припачкин, Яна Чурикова

«Рекламировал» новое направление для российского бизнеса Алексей Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ, а также сопредседатель российско-китайской подкомиссии по сотрудничеству в области средств массовой информации. Впрочем, особого энтузиазма у аудитории это заманчивое предложение не вызвало.

Участники форума были настроены решать вопросы ведения своего бизнеса непосредственно в России. Поэтому довольно вялый перевод с китайского языка энергичного выступления Лю Либо (Lu Libo), вице-президента по операторскому рынку компании Huawei в России, не добавил понимания, что же конкретно ожидают от них в «Поднебесной».

Перспективы для российского медиабизнеса в Китае описывались крайне туманно. Запомнилось заявление Яны Чуриковой, руководителя каналов молодежного и музыкального вещания Viacom, что «трансляции из Большого театра будут иметь в Китае высокие рейтинги». А из перевода речи Лю Либо удалось понять только то, что «китайцы любят русскую культуру». Достаточно ли этих «аргументов» для составления бизнес-планов по выходу на новый национальный рынок?

Фото: Яков Цирульников

Панельная дискуссия тоже запомнилась занимательными заявлениями. Одно из них сделал Андрей Черников, директор департамента стратегии развития и технической политики РТРС. Он отметил, что рынок платного телевидения подрывают… новые технологии. Однако затруднился сказать, какие именно.

При этом представитель РТРС считает, что необходимо находить способы увеличения ARPU. Как это сделать без «подрывных» новых технологий, он не пояснил.

Праздник медиаконтента

Праздничное настроение выставке в этом году придали яркие премьеры новых телепроектов. И было их на этот раз значительно больше, чем в прошлом году.

Сразу два новых канала представил «Первый канал. Всемирная сеть». Презентация детского познавательного канала «О!» прошла в первый день работы CSTB. На следующий день команда ПКВС анонсировала канал «Поехали!».

В этом году телекомпания «Первый ТВЧ» запустила еще один детский телеканал. «Мультик» адресован юным зрителям до 6 лет и уже транслируется в формате HD в составе платформы «Триколор ТВ».

И чтобы завершить детскую тему, надо отметить возвращение на российский рынок международного телеканала ducktv. Представляет его компания «Тайм Медиа Групп». Она же в декабре начала вещание канала «В гостях у сказки».

Эта компания – дебютант выставки CSTB. Помимо названных детских каналов, она представляет еще два телепроекта, хорошо известных российским операторам и их абонентам. Это канал о погоде «Метео ТВ» и канал легкой эротики Blue Hustler.

Авантюрно-развлекательный телеканал Trick начал вещание всего два месяца назад. За это время уже было представлено более 20 премьер. На CSTB состоялась его презентация на стенде «Дельта Телевижн», где он был представлен в паре с уже известным каналом телекомпании – Travel+Adventure.

Непосредственно перед выставкой медиакомпания «Цифровое телевидение» запустила телеканал Cinema. В его эфире транслируются европейские фильмы, популярные в 70-80-е годы прошлого века.

Так же, незадолго до открытия выставки, Viacom анонсировал вывод на российский рынок телеканала Spike. На стенде медиагруппы можно было познакомиться с ним подробнее.

Фото: Яков Цирульников

А вот Bridge Media, где недавно сменились основные акционеры, представил новый музыкальный канал Bridge Dream на своем стенде. Предполагается, что он начнет вещание в начале нового телесезона.

И, наконец, еще одна премьера – «Контент Юнион» объявил о запуске нового телеканала «Точка отрыва». Его содержание будет популяризировать активный образ жизни и отдыха, экстремальные виды спорта. При съемках используются инновационные технологии в формате VR360.

Более 20 ассоциаций и федераций по экстремальным и «неолимпийским» видам спорта поддержали идею запуска телеканала. Планируется, что он начнет вещание уже летом. Команда одноименной телепрограммы не имеет к этому начинанию никакого отношения.

Новые форматы

Нынешняя выставка продемонстрировала возросший интерес рынка к новым видео форматам. В этом году расширяется ассортимент телеканалов в Ultra HD, а также впервые появился действующий VR-контент.

Fashion One 4K уже известен абонентам спутникового оператора «Триколор ТВ». Теперь он доступен для распространения в сетях кабельного и IP телевидения. Его дистрибуцию осуществляет Universal Distribution.

Фото: Яков Цирульников

Портфолио другого российского дистрибьютора пополнилось версией телеканала Russian Extreme. Также запускается и новая Ultra HD версия известного телеканала Museum HD. Его представляет компания-дистрибьютор «Тэма Рус».

Фото: Яков Цирульников

Растет интерес к 4K и у операторов платного телевидения. Так, Михаил Демин, генеральный директор «НТВ-Плюс», заявил о готовящемся запуске пакета каналов в Ultra HD формате. «Три канала 4K появятся в базовом пакете без каких-то дополнительных трат для абонента», — сказал он.

Но самым инновационным контентом стало приложение «Волшебный фонарь VR», представленное на объединенном стенде «Сигнал медиа» и «Цифрового телевидения». Игру для устройств виртуальной реальности (VR) выпустило издательство «Интерактивный Мульт» при поддержке VR-Консорциума. А разработана она анимационной студией «Паровоз» по одноименному мультсериалу.

Российская игра уже доступна сотням миллионов пользователей глобального игрового сервиса Steam во всем мире. Гости стенда также могли, надев специальные VR-очки, погрузиться в мир виртуальной реальности.

Новости рынка дистрибуции

Рынок дистрибуции контента также не избежал обновлений. Наиболее громким событием минувшего года стало слияние двух брендов — «Клуба100» и «Стрим ТВ». Соответственно, на выставке они экспонировались на одном стенде.

Но главной новостью стало объявление о создании «Авто медиа альянса». Он объединил три телеканала, посвященных автомобильной теме – «Авто24», принадлежащий бренду «Клуб100», «Драйв» от «Стрим ТВ» и «Авто Плюс», являющийся активом «Ред медиа».

За перегородкой стенда известной дистрибьюторской компании Media Broadcasting Group (MBG) расположился новый игрок на рынке дистрибуции — Portico Media. Здесь были представлены знакомые многим абонентам российских кабельных сетей телеканалы Fine Living, Food Network и Travel Channel, ранее входившие в портфолио MBG.

Однако дебютанта выставки CSTB новичком рынка назвать невозможно. Компанию возглавляет опытный менеджер в отрасли платного телевидения Мераб Габуния. Его биография отмечена управлением и телекомпанией «Система Мультимедиа», впоследствии преобразованной в «Стрим ТВ», и российским представительством международной компании NBC Universal, и другими значимыми медиапроектами.

Portico Media управляла бизнесом медиагруппы Scripps Networks в России, а ее телеканалы представляла MBG. В этом году было принято решение объединить функции управления и дистрибуции в рамках одной компании.

А вот компания «Контакт» стала действительно новым участником российского рынка дистрибуции. На выставке она представляла на своем стенде телеканалы Game Show, «Конный мир», «Эгоист» и Nuart. Кстати сказать, самостоятельные усилия двух последних каналов по их распространению были недостаточно энергичными (ИМХО), несмотря на то, что они вещают не первый год. Возможно, сотрудничество с «Контактом» сделает их более заметными.

Презентации, шоу и аниматоры

В конференц-залах полным ходом шли презентации. Единый рекламный селлер НРА, «Первый канал» и SPB TV при поддержке Министерства связи РФ представили единое системное решение для легальной трансляции эфирных каналов в Интернете. Антон Петухов, технический директор НРА, рассказал, как разработанная технологическая модель позволяет монетизировать рекламные возможности.

Александр Акопов, российский теле- и кинопродюсер, председатель совета директоров Аmedia TV, представил мировые премьеры «Амедиатеки» 2017 года. На презентации были показаны эксклюзивные отрывки из телешоу «Большая маленькая ложь» и грядущего исторического сериала «Екатерина. Взлет» о жизни Екатерины II. Он рассказал о работе над вторым сезоном проекта команды «Амедиатеки» совместно с телеканалом «Россия» и студией «Космос фильм».

Стенды тоже становились площадками для презентаций экспонируемого продукта телекомпаний в виде развлекательных шоу. На стенде оператора «Триколор ТВ» прошло шоу «Триколор ТВ News». В качестве его ведущих выступили бывшие КНВщики – шоумен Дмитрий Хрусталев и актриса Екатерина Скулкина. Гости стенда могли сфотографироваться с артистами и выиграть футболки с их автографами.

Автограф-сессии состоялись также на стенде группы телеканалов Musicbox. Желающие могли сфотографироваться с Сергеем Зверевым и Аленой Апиной. Для гостей выставки в программе были коктейль-шоу, конкурсы и фирменные угощения.

На стенде телеканала «Еда HD» была создана атмосфера кулинарного творчества. В шоу-зоне гостей ожидали фуд-шоу от поваров канала. Мастер-класс и автограф-сессию провел Илья Лазерсон.

Девушки-аниматоры весело и откровенно заманивали к стенду музыкального телеканала «Наше ТВ» посетителей выставки.

Из аниматоров на выставке запомнились «ходячий мертвец» из культового сериала Fox и «золотой человек» от телемагазина «Ювелирочка». Традиционно приветствовал гостей Губка Боб Квадратные Штаны, «лицо» телеканала Nickelodeon.

Но этот праздник «только раз в году».

«Бродилка» по выставке

Роман Маградзе

МЕДИА СПУТНИК