О перспективах UltraHD рассказал Глеб Лившиц, COO Fashion One Television LLC

d09bd0b8d0b2d188d0b8d186-e1492178521275-678x381-9271005

В начале этого года завершился период «ознакомительного» вещания в России телеканала Fashion One 4K на UltraHD-платформе «Триколор ТВ». Теперь он доступен на коммерческой основе в пакетах всех операторов, имеющих возможность и готовых предоставить своим абонентам телевидение сверхвысокой четкости.

О самом телеканале, его производстве, распространении и будущем UltraHD-формата рассказал в интервью нашему изданию Глеб Лившиц, главный операционный директор Fashion One Television LLC.

В начале осени 2015 года с основной европейской орбитальной позиции оператора SES – Astra (19,2° в.д.) – вещатель Fashion One Television LLC начал трансляции UltraHD-канала. Дополнительно SES обеспечил открытое вещание Fashion One 4K на своих спутниках в Северной и Южной Америках, а также Тихоокеанском регионе.

Производство оригинального UHD-контента для фактически нового телеканала началось в 2014 году. В настоящий момент телекомпания владеет обширной библиотекой телевизионных шоу, являясь на 100% их правообладателем.

В эфире Fashion One 4K транслируются актуальные развлекательные программы о моде и стиле жизни или программы не только о моде. Например, сериал об активном образе жизни Model Yoga, серия программ о высокой кухне и лучших шефах кулинарный приключенческий сериал Fashion On A Plate и документальный цикл об эко-моде Eco Fashion. Также программная сетка включает специальные выпуски таких шоу, как The Ultimate Style Guide – гид по многообразию стилей; и Fashion Around the Globe – каждый выпуск программы фокусируется на тенденциях моды в конкретном географическом направлении, будь то страна или город.

— Соответствуют ли вашим ожиданиям результаты первого года трансляций телеканала Fashion 4K в пакете «Триколор ТВ»?

Глеб Лившиц: Мы начинали мировое вещание в формате 4K в сентябре 2015 года. И тогда не было операторов, готовых физически принимать телеканал, кроме как в Японии и Корее. Сейчас, в начале 2017 года, они есть везде – в Европе, Азии, Северной и Южной Америках, и в России, конечно.

Когда «Триколор ТВ» запустил наш канал в своем пакете UltraHD, у него была только одна тысяча подписчиков. К настоящему моменту их стало тридцать тысяч. Это можно считать самым высоким апдейтом для премиум-продукта. Притом, что в пакете всего лишь четыре телеканала.

И мы думаем, что у данного формата будет такое же покрытие, как сейчас у HD. Драйвером интереса к High Definition стал Чемпионат мира по футболу в Африке. Мы надеемся, что через год-два будет то же самое и с UltraHD.

Предпосылки к этому мы видим уже здесь и сейчас – помимо «Триколор ТВ», UHD-пакет запустили «НТВ-Плюс» и МТС, другие операторы. Все начинают понимать, что этот продукт нужен. Да и технологии его производства-доставки сегодня стали дешевле. Поэтому мы думаем, что у нас будет все больше и больше подписчиков.

— Насколько производство UHD дороже HD?

Глеб Лившиц: Мы начали собирать UHD-канал в 2014-м. Существенные затраты появились уже на стадии производства, это – камеры. Они были, когда мы начинали, очень дорогими. Но даже с их приобретением проблемы не заканчивались – постпродакшн в 4K был просто невозможен из-за отсутствия кодеков. Подходящий нам кодек вышел только в прошлом году.

Сейчас разница в затратах не очень высокая. HD-каналы в Европе и Азии транслируются со скоростью 8-10 mbs. UltraHD требует в два раза больше – 20 mbs. Но для нас разница не такая уж и большая, ведь мы всегда старались отдавать наш HD-канал на очень высоком битрейте.

— Каков объем контента собственного производства?

Глеб Лившиц: Весь контент мы производим сами. У нас есть команды по всему миру. Самая большая проблема – это все-таки производство. Помимо оборудования, надо было всех наших сотрудников научить технологии съемок. Ведь для UltraHD-камер нужно другое освещение, движение объекта, они более сенситивны. Мы занимаемся модой, и потому сразу заметили, насколько по-другому выглядит мейкап в UltraHD – очень точно отображается во всех деталях. Об этом тоже надо думать, когда снимаешь. Но все также было и при переходе с SD на HD.

— Рынок, на ваш взгляд, созрел для 4К? Появились ли сети способные доставить такой контент до телезрителей? Есть ли парк телевизоров? Готовы ли сами зрители доплачивать за контент лучшего качества?

Глеб Лившиц: Потребители готовы в большей степени, чем телевизионные операторы. Не было контента и сет-топ-боксов, которые могли его ретранслировать. А UltraHD-телевизоры появились уже два-три года назад.

Таким большим компаниям, как Samsung, LG, Sony нужно продавать свои телевизоры. Сегодня разница между приемниками UltraHD и HD даже в России около 100 долларов. Раньше она доходила до 1000, и покупателю было не очень понятно, зачем покупать UltraHD, для которого нет контента.

Сегодня появился Netflix, в т.ч. и в России. В его библиотеке есть шоу в UltraHD. Amazon Prime доступен, и тоже предлагает 4K-контент. Приставки Xbox One и Playstation Pro рассчитаны на стандарт сверхвысокой четкости. Люди получают теперь все больше и больше UHD-устройств в дополнение к своим телевизорам. И им интересно получить к ним соответствующий контент.

Пионерами в продвижении UltraHD стали OTT-платформы, которым легче это сделать. Я считаю, что рынок готов предоставить услугу. Но для ее развития вновь, как с HD, нужен большой драйвер. Говорят, со следующего года весь сезон NBA будет сниматься на UHD-камеры. И, скорее всего, следующий Чемпионат мира по футболу тоже будет транслироваться в 4K.

Но есть проблема – недостаточно каналов. Сегодня в Европе их насчитывается пять-шесть. Не у всех есть контент полностью в UltraHD, и они вынуждены на часть старого делать апскейл.
Мы никогда не делали апскейл. Ведь умножение HD-фреймов не даст эффект UltraHD. Хотя, чтобы видеть разницу, нужен телевизор диагональю более 55 дюймов.

— Т.е., проблема заключается просто в том, что исходного материала в этом качестве еще мало?

Глеб Лившиц: Да, несмотря на то, что сейчас камеры становятся все дешевле. Уже не нужно покупать съемочное оборудование, которые три года назад стоило 25000 долларов, теперь – 5000. Через год-два, возможно, будет еще дешевле. А если появится кодек, который позволит делать еще большую компрессию, как это было с Mpeg-4, то это даст большее проникновение 4K-каналов. Возможно, появится DVB-S3, о котором говорят уже много времени.

Два-три года назад мы знали, что запускаем что-то новое, к чему рынок еще не был готов. Сейчас мы вещаем в Азии, Америке. Даже в Мексике есть несколько тысяч подписчиков через OTT-платформу. Им недостаточно предложений от Netflix – они хотят линейный канал.

— Почему, на ваш взгляд, не «выстрелил» формат 3D? Fashion One, помню, экспериментировал с ним.

Глеб Лившиц: Моя бабушка, например, не наденет 3D-очки, и не будет смотреть фильм в 3D, потому что у нее от этого кружится голова. На 3D классно пойти в кинотеатр на 1,5 часа. Но у меня после 90 минут такого просмотра тоже глаза болят и голова кружится. Если бы домашнее смотрение 3D-контента было пассивным, этот формат оказался бы более актуальным. До этого не дошло. Поэтому сегодня все 3D каналы исчезли. Это стало неинтересно.

А UltraHD – пассивный формат, что удобно для телезрителя. Но с ним другая проблема. Компания Sony выпустила 4K-смартфон. Я на него записал HD и UHD контент, и не вижу никакой разницы. Потому что на 5-6-дюймовом экране ее невозможно заметить. Сегодня HD-контент настолько качественный, что в наших экспериментах в офисе мы замечаем разницу только на экранах 48 дюймов и выше.

Говорят, что сегодня люди уходят от традиционных телевизоров на секонд скрин, который представлен маленькими экранами. UltrHD – это как раз тот формат, который не работает на «втором экране», он должен быть на первом, на большом первом экране. Компания Sony сейчас выпускает 4K DVD-плеер.

То же самое происходило с форматом HD – DVD, Blue Ray. И люди начали возвращаться к телевизорам, как только появились фильмы, контент и возможность его смотреть в хорошем качестве.

— Не очень ли быстро развиваются технологии? Успевают ли производители, операторы и зрители, в конце концов, за их стремительным обновлением? Уже следующая Олимпиада будет транслироваться в 8K. Появились VR-технологии, обеспечивающие эффект присутствия.

Глеб Лившиц: Вещательная индустрия не успевает. Она отстает от IT индустрии. Телевизоры 8K были уже два года назад на выставке NAB. Компания Sharp там демонстрировала свой новый дисплей. У них есть контент от NHK. Классно!

Но у нас половина Европы еще на Mpeg-2. Мы не говорим даже про Mpeg-5. Очень многим людям не нужно ни HD, ни UltraHD. Они счастливы с SD-каналами в DTH-пакетах, которые получают с группы спутников Astra уже 20-30 лет, и не хотят ничего менять. Есть, конечно, «первопроходцы», любители всего нового, которые пробуют экспериментальные продукты. Но есть еще ментальность в некоторых странах, где люди не привыкли платить за телевидение.

— А это как связано с технологиями?

Глеб Лившиц: Люди 20-30 лет получали телевидение бесплатно. И вдруг им нужно платить за контент, который выглядит чуть получше того, к которому они уже привыкли. Я думаю, рынок всегда будет для большинства. Они не побегут сейчас за 8K или VR. Рынок «пионеров» очень ограничен. Возможно, через пять-шесть лет что-то из этого станет массовым. Но сейчас аудитории надо еще настроиться на 4K.

Этот «бег технологий» не должен касаться зрителей. Это соревнование между компаниями, которые пытаются показать себя лидерами, первопроходцами, пионерами. 8K или VR – это не та технология, которая сейчас дойдет до массового конечного пользователя. Во всяком случае, не в ближайшие десять-пятнадцать лет.

— Так этот контент в 4K – эксклюзивный продукт или уже массовый?

Глеб Лившиц: Тот, кто три года назад покупал UltraHD телевизоры, демонстрировал, что он может себе это позволить. Сегодня, при разнице с HD в 100 долларов, 4K стал массовым продуктом.
Но компания Samsung произвела телевизор Super UltraHD по новой технологии квантовых точек. 10-битная панель позволяет отображать более миллиарда цветовых оттенков. Он, наверное, не будет стоять в обычных магазинах. Я даже не знаю, сколько такой телевизор стоит.

А у массовой аудитории будут стоять телевизоры UltraHD, которые сегодня доступны. Все понимают, что прибыль дает массовый продукт. Сейчас даже 24-дюймовые UHD-экраны делают, непонятно зачем. Им нужно маркет-шоу.

— Какой ассортимент прав предлагает Fashion 4K?

Глеб Лившиц: У нас есть все права. Все зависит от оператора, что он может физически предоставить своим абонентам. «Триколор ТВ», если запустит OTT-сервис, возможно, захочет воспользоваться соответствующими правами. И мы можем их предоставить. Билайн, к примеру, мог бы получить права на SVOD.

— Есть ли у вас дополнительные требования к защите контента?

Глеб Лившиц: Пока мы не фокусировались на этом. Для вещателя первая задача – увеличить охват аудитории. Потом можно закрывать, ограничивать доступ. Но цель – показать, что у тебя вообще есть контент.

Поэтому, когда мы на всю Европу запустили вещание со спутника Astra (19.2 гр.), люди, у которых был спутниковый приемник, могли принимать наш UHD-канал напрямую. Надо было дать им время, чтобы они могли спокойно тестировать сигнал, подключаться, проверять. Понять, что для их UHD-устройств есть контент. В SES надеются через год-два создать пакет UHD-каналов на Astra.

Когда нам стало понятно, кто и как нас принимает, мы начали использовать системы защиты контента от несанкционированного доступа, от пиратства. Правда, того, кто захочет найти пиратскую версию, ничто его не остановит. Но это пока не наша проблема, мы с ней еще не сталкивались.

Монетизируется Fashion 4K по подписной модели. Мы подошли к этапу сбора абонентской платы. В ряде регионов уже начали кодирование сигнала.

***

Официальный представитель телеканала Fashion One 4K, как и Fashion One и Fashion One HD, в России и других странах СНГ – компания Universal Distribution.

Беседовал Роман Маградзе

МЕДИА СПУТНИК