Монетизация в YouTube контента Одесской киностудии

На минувшей неделе на YouTube появились все кинофильмы, снятые Одесской киностудией с 1918 года и по сей день. Юридические аспекты вывода контента в открытый доступ комментируют основатели и совладельцы юридической компании Катков и партнеры: Павел Катков, старший партнер, и Алексей Катков, управляющий партнер.

Насколько киностудии, особенно постсоветские, могут претендовать на исключительное право на произведения? Помнится, даже у «Союзмультфильма» были сложности с правами.

Павел Катков: В случае, если студия была законно приватизирована, то ее права столь же содержательны, как и права на другие объекты приватизации, как вещные, так и нематериальные. Если же студия в настоящий момент остается в государственной собственности, то вопрос о принадлежности прав тем более не стоит, так как Российская Федерация является правопреемницей СССР и государственная собственность переходит к РФ в порядке вышеуказанного правопреемства.

Означает ли факт открытого доступа отказ правообладателя от исключительных прав на произведение?

Алексей Катков: Предоставление аудиовизуального контента в открытом доступе для просмотра, и даже для скачивания, никак не влияет на содержательность прав правообладателя на указанные объекты интеллектуальной собственности, и совершенно точно не означает отказ правообладателя от исключительных прав на произведения.

В данном случае речь идет о довольно распространенном способе монетизации медийного контента – по рекламной модели. Показательный пример – эфирное ТВ: при просмотре телевизионного канала зритель не платит живых денег, однако осуществляет просмотр рекламы, за демонстрацию которой телеканал получает вознаграждение от рекламных агентств.

По похожей схеме монетизируются соц.сети, видео-хостинги и легальные кинотеатры, показывая рекламу перед и во время демонстрации видео. Поэтому, независимо от происхождения контента, такой шаг – выкладывание контента в открытый доступ в YouTube – означает попытку монетизировать его по рекламной модели, а не отказ от прав.

Теперь произведения, оказавшиеся в открытом доступе с согласия или по указанию правообладателя, открыты для свободного распространения, как это описывается в статье 1272 ГК РФ? Можно ли их использовать для показа в онлайн-кинотеатрах, на телеканалах без уведомления Одесской киностудии и без выплаты вознаграждения?

Алексей Катков: Статья 1272 ГК РФ здесь ни при чем, и трактовать ее таким образом ни в коем случае нельзя. Равно как недопустимо и использовать указанные объекты без разрешения правообладателя: как известно, часть 4 ГК РФ устанавливает, что отсутствие запрета не является разрешением (п.1 ст.1229 ГК РФ).

Если бы правообладатель желал открыть права для свободного использования неограниченным кругом, он бы воспользовался механизмом открытой лицензии (1286.1 ГК РФ), однако в данном случае он лишь реализовал свое право на доведение до всеобщего сведения и получение доходов по рекламной модели, не более того.

Знаете ли Вы другие примеры отказов законных правообладателей от исключительных прав на произведения?

Павел Катков: Как отмечалось выше, данный случай не является отказом правообладателя от исключительных прав на произведение. Это было просто размещением на коммерческом видеохостинге You Tube, показывающем рекламу и зарабатывающем на этом.

Вместе с тем истории известны случаи «прямых» продаж новых альбомов музыкальных групп (Radiohead), литературных произведений (Стивен Кинг), записей молодых исполнителей (Петр Налич), сбора денежных средств на запись непосредственно с пользователей (Аквариум), и даже выкладывания отдельных работ на торрент-треккеры наряду с продажами физических носителей и интернет-дистрибуцией.

Однако, указанные случае продолжают оставаться в меньшинстве, и большая часть объектов коммерциализируются по традиционным моделям. К которым, впрочем, относится и легальная цифровая дистрибуция: и на YouTube, и на Яндекс.Музыке, и на других ресурсах.

Современный пользователь может посмотреть фильмы или послушать музыку совершенно бесплатно, «заплатив» лишь своим вниманием за неизбежную в данном случае рекламу, окупающую данное использование.

  • закон
  • контент
  • монетизация
  • юридическая консультация
МЕДИА СПУТНИК