Как выбрать оптимальный пакет киноканалов из широкого ассортимента?

На прошедшей отраслевой выставке CSTB были анонсированы запуски трех новых киноканалов. Не меньше стартовало незадолго до этого. Притом, что их общее количество уже уверенно приближается к семи десяткам, кино и сериалы можно смотреть в эфире еще доброй сотни телеканалов самой разнообразной тематики – от развлекательной до религиозной.

Действительно ли все эти многочисленные предложения такие уникальные? Как из такого широкого ассортимента киноканалов составить сбалансированный тематический пакет для абонентов? Мы рассмотрим и сравним содержание телеканалов этой самой популярной тематики. И начнем с просмотра тех, которые позиционируются в качестве премьерных.

Премьерное предложение

Премьерных киноканалов, сравнительно, немного. Узнать их несложно, так как в названиях, как правило, присутствуют слова «премиум» или «премьера». Например, «Дом кино Премиум» или «Кинопремьера». Таких на рынке насчитывается штук пять. К ним можно добавить еще столько же от Fox и Sony, а также канал AMC, в эфире которых транслируются премьерные показы сериалов родственных студий.

Все эти одиннадцать телеканалов из почти семи десятков других той же тематической ниши отличает наличие в сетках вещания первых показов на телевидении фильмов и сериалов. В их числе – четыре канала российского производства, но лишь один строит свое программирование на основе только отечественного контента.

Конкурируют ли они между собой? В значительно большей степени, чем другие телеканалы, учитывая специфику российской модели рынка и соответствующие ей формы конкурентной борьбы. Нерыночные методы играют не главную роль при продвижении премьерных киноканалов в сетях платного телевидения. Приоритетное значение имеет контент и условия подписки.

Впрочем, оба фактора взаимосвязаны. Чем больше премьерного контента, тем эксклюзивнее подписка. К примеру, каналы Amedia Premium HD и TV1000 Premium HD доступны в составе пакетов собственных брендов. В составе таких же премиальных пакетов распространяются телеканалы «КиноПремиум HD» (пакет «СуперКино HD») и «Кинопремьера» (пакет «Настрой кино»).

Разница между этими двумя группами заключается в стартовых условиях. Amedia Premium HD и TV1000 Premium HD вместе с телеканалами своих зонтичных брендов – проекты вещателей Amedia и Viasat, соответственно. «КиноПремиум HD» и «Кинопремьера» являются телеканалами медиахолдингов с операторским бизнесом – «Национальной спутниковой компании» и «Газпром-медиа холдинга».

Как следствие, два последних канала получают приоритетное распространение в составе «родственных» им платформ «Триколор ТВ» и «НТВ-Плюс». Благодаря этому, несмотря на меньший объем премьерного контента в их сетках вещания, у них есть некая гарантированная абонентская база с момента запуска.

На платформе «НТВ-Плюс» все же представлены брендовые пакеты Amedia Premium HD и Viasat Premium HD наряду с операторским премиальным пакетом «Настрой кино». Таким образом, подписчики имеют возможность выбора из трех телеканалов с премьерным контентом. Абоненты «Триколор ТВ» лишены такой возможности – конкурентов «КиноПремиум HD» нет в составе платформы вообще. Собственный премиальный канал оператора входит в пакет «Единый».

Возможность выбора из всех четырех дополнительных премиальных пакетов предлагается в сетях «Акадо». У других операторов, как правило, отсутствует «триколоровский» пакет «СуперКино HD». Но чаще – в паре с «плюсовским» «Настрой кино».

Конкуренция за телезрителя

За последние 4 года среднее время просмотра телевидения среди россиян увеличилось на 9 минут, до 4 часов и 7 минут в сутки, следует из данных Mediascope. Этот рост обеспечен за счет значительного увеличения времени телесмотрения зрителями старше 55 лет. С 2012 года они стали проводить у телевизора на 34 минуты дольше, всего – 6 часов и 14 минут.

Лишь на 2 минуты возросла за это время продолжительность телесмотрения среди людей в возрасте от 35 до 54 лет (так называемое поколение «X»), до 4 часов 18 минут. Остальные категории – от 4 до 17 лет (поколение «Z») и от 18 до 34 (поколение «Y») сократили свое пребывание у телеэкранов на 7 минут, до 2 часов 11 минут и 2 часов 36 минут, соответственно.

Наибольшее внимание аудитории, по данным единого медиаизмерителя, привлекают киносериальные телеканалы. По аудиторной доле среди всех зрителей от 18 лет и старше эта тематическая группа каналов привлекает более 40%. Их суммарная доля увеличилась с 5,3% до 5,6% (на 0,3 п.п. или на 6%).

Увеличение времени телесмотрения и рост аудитории кино и сериалов стимулируют производство и предложение все больших объемов контента. В 2016 году в российский кинопрокат вышло порядка четырех с половиной сотен кинопремьер. Их права для показа на платном телевидении продолжают открываться в этом году. На 2017 год в прокате пока запланировано около 250 новых фильмов, но список пополняется.

Минимальный хронометраж киноленты по требованию кинопроката составляет 90 минут. Времени среднего телесмотрения каждому жителю страны старше четырех лет хватает на два полнометражных фильма и один эпизод сериала. Но кино и сериалы привлекают только 40% зрителей от 18 лет. Выходит, что на фильмовый контент они тратят 104,8 минуты в сутки. В среднем.

С такими показателями не хватит времени на то, чтобы посмотреть все новинки прошлогоднего кинопроката. Полностью исключив сериалы и т.н. «классику кинематографа». Напрашивается вывод, что в этих условиях фильмовые телеканалы должны конкурировать между собой не столько за время телезрителя, сколько за него самого. Что и наблюдается в стратегии премиальной подписки на премьерные киноканалы.

Очевидно также, что ограниченное время телесмотрения и неочевидный выбор телезрителей побуждает владельцев телеканалов с недостаточным объемом премьерного контента искать «убежище» в базовых пакетах операторов. Или в пакете «Единый» на платформе «Триколор ТВ». Право абонента на выбор в этом случае ограничивается всего лишь возможностью смотреть оплаченный им контент или нет..

Продолжение следует…

Роман Маградзе

  • киноканалы
  • медиаконтент
  • пакетирование
МЕДИА СПУТНИК