Конгресс НАТ о будущем телевидения в России

d09ad0bed0bdd0b3d180d0b5d181d181-d09dd090d0a21-678x381-4372139

Основные темы Конгресса НАТ традиционно связаны с реалиями телевизионной отрасли. тем не менее некоторых выступлениях шла речь и о перспективных технологиях . Россия имеет свою специфику в плане рынка, бизнес моделей и используемых технологий Поэтому было интересно услышать оценки именно российских специалистов , ориентированные на наши реалии.

 Всемирный роуминг в единой сети распространения

d092d0bed0bbd0b8d0bd-_d0a1d0b0d0b3d0b0d0bbd0b0d0b5d0b2-7623738 Алексей Волин и Эдуард Сагалаев

Замглавы Минкомсвязи Алексей Волин в своем вступительном слове сделал акцент как раз на технологические перспективы . По его мнению отрасли в ближайшее время следует задуматься о реализации того, что М.И Кривошеев называет всемирным вещательным роумингом. При полном воплощении этой концепции любой телеканал должен стать доступным в любой точке мира , по крайней мере на каких то устройствах воспроизведения. В качестве среды доставки в рамках этой концепции значительную роль будут играть IP сети, в том числе Интернет. По существу это потребует создания единой видео информационной системы , основной которой, по словам замминистра, станут сети ТВ распространения. Добавим, что сети КТВ, особенно крупные, уже давно стали таким системами, и спутниковые сети в какой то мере тоже. Волин говорил об этой перспективе отчасти в качестве опережающего аргумента в дискуссии с региональных вещателей, зная, что на конгрессе очередной раз будет поднят вопрос о необходимости региональных мультиплексов. После реализации всемирного вещательного роуминга вопрос о доступе к сети доставки должен отпасть сам собой. Идея такого роуминга появилась   лет  5  назад, но когда эксперты ожидают сколько-нибудь полной ее реализации замминистра не уточнил.

Заметим, что к этому моменту многое может поменяться. Например, грань между передачей данных и доставкой телеканалов может стереться не только на сетевом, но и на транспортном уровне . Собственно, транспортные технологии, в которой она полностью стерлась уже существуют . Первая, LTE Broadcast , разработана в секторе коммуникаций , а вторая, американский стандарт цифрового эфирного вещания ATSC 3.0,— в вещательном секторе. Не исключено, что о развитии подобных вещательных стандартов думают и в европейском консорциуме DVB.

Кроме того, к тому моменту может произойти серьезное снижение объемов программного вещания в пользу индивидуального программирования и видео по требованию. Возможно сегодня индивидуальное программирование кажется не слишком реальным, особенно памятуя отрицательный опыт «Рикор-ТВ».  Но сейчас эту концепцию  рассматривают  такие гиганты,  как Apple , youtube и Facebook , что  заставляет относиться к такой перспективе более серьезно.

Тему ухода от линейной вещательной модели затронул в своем докладе и бывший технический директор «НТВ Плюс», а ныне – независимый эксперт Олег Колесников. Он модерировал на конгрессе небольшую секцию, посвященную телевидению будущего.

По его наблюдением основная масса каналов, начиная с Первого, ищут схемы нелинейной работы и добавления интерактивных услуг, доставляемых через Интернет. Но для развития этого направления есть серьезное препятствия —нелинейные услуги в основном предлагаются за деньги , а единственный действенный сегодня способ монетизации телевидения это рекламная модель. Платные услуги пока не окупаются даже у таких крупных порталов как youtube. По мнению Колесникова линейное телевидение продолжает жить именно поэтому . Но можно вспомнить, что за линейное неэфирное телевидение абоненты тоже платят и некоторые даже подписываются на дополнительные пакеты. То есть, линейная модель все-таки востребована, и технологическим платформам, продвигающими  нелинейные модели потребления  и революционные схемы программирования, предстоит преодолеть сопротивление не только вещателей, но и абонентов.

Все в IP

d09ad0bed0bbd0b5d181d0bdd0b8d0bad0bed0b2-3779534 Олег Колесников

Не будем пересказывать рассказ Олега Колесников о возрастающей роли интернета в доставке видео абонентам , но остановимся на его анализе использования IP сетей и IP протоколов в работе студий. Для доставки материалов до студии или от студии до станции ретранслирующего оператора IP используется достаточно давно. Передача SDI через IP уже стала обычным явлением. А следующим этапом, по прогнозам экспертов, станет независимая доставка видео и аудио по IP каналам с их компиляцией в уже в студии.Сами студии также все больше оснащаются аппаратурой с IP интерфейсами. По словам Колесникова один из российских каналов уже имеет студию, компоненты которой соединяются исключительно по IP, частично по стандартным протоколам, а частично по проприетарным. Следующим логическим шагом, по его мнению, является перенос большей части студийных устройств в облако. Такая концепция имеет слабые стороны, связанные с безопасностью, обеспечением бесперебойной работы, и недостаточной пропускной способностью внутренних и внешних каналов. Но, по прогнозу Колесникова, это не помешает массовому внедрению студийных облачных технологий уже через 4-5 лет. Другими словами, поставка и интеграция программно аппаратных комплексов будет заменена доступом к облачным платформам (Platform As a Service) PAAS. Это удобнее и для поставщика , который не должен отправлять к клиенту своих инженеров для наладки системы , и для самого клиента, который избавится от горы оборудования. Особенно это актуально для освещения крупных мероприятий. Так, на Олимпийские игры небольшие телекомпании сегодня вывозят по 20 тонн аппаратуры, а крупные, такие как NBC,— по 200 тонн. Но в будущем, по всей видимости, они будут обходиться только камерами, микрофонами и интерфейсами управления , а вся обработка будет вынесена на удаленную платформы. Уже сегодня многие вещатели готовы частично выносить студийные функции в облако , в первую очередь кодирование и транскодирование, и те производители которые не обратят внимание на эту тенденцию скоро могут оказаться не у дел.

Присутствующие не возражали против такой оценки перспектив , но отмечали сложности, возникающие при попытках подружить вещательные и IT технологии. Сложности связаны с тем, что и инженеры обычно знакомы только одной из этих областей. Эта известная проблема, проявляющаяся и в кабельном телевидении.

 VR, UHD и другие перспективные технологии

Выступавшие не обошли вниманием и модную тему VR. О виртуальной реальности говорили не только вещатели, заинтересованные популяризировать свои инициативы, но и независимые эксперты. В том числе —Алексей Волин, сообщивший что абсолютно согласен , с тем «что сегодня главной технологической составляющей в развитии телевидения будет сращивание телевизионных возможностей с виртуальной реальностью.» «Это то, что в ближайшее время будет все больше и больше проникать на наши телевизионные каналы» —добавил он.

А вот стереоскопическое вещание вызывает скепсис А.Волина, хотя, казалось бы, у этого направления есть шанс на реанимацию, именно в сочетании с виртуальной реальностью .

Олег Колесников видит перспективы виртуальной реальности в основном в других областях – в сфере обучения, для области управления техникой в том числе военной и в индустрии развлечений – для трансляций концертов, показа галерей и т.д. Он признает, что сегодня надевая VR шлем , мы видим картину, сильно отличающуюся от невиртуальной реальности. По его мнению, эта проблема может быть решена за счет применения 8к и HDR.

Разрешение 4к Колесников считает промежуточным , компромиссным вариантом. Причина в том, что на экранах стандартного размера 4К зрительно мало отличается от обычного HD. Почему переход на 8К должен привести к видимому к улучшению картинки осталось непонятным. Правда, позже прозвучала фраза, что 8 К — технология для больших экранов. С этим можно согласится— на экране с диагональю выше 85 дюймов 8К с «полным фаршем» в виде HDR, WCG и HFR действительно смотрится принципиально по другому нежели «пустое” 4 К. Но такое 8К скорее создает эффект кинотеатра нежели реального присутствия.

Алексей Волин, в свою очередь, считает, что для увеличения эффекта присутствия необходимо добавление объемного звука. Это направление выглядит более реалистичной задачей , чем внедрение 8 к с перечисленными усовершенствованиями, особенно, если разделение на дорожки будет виртуальным и не потребует установки дома 22 колонок.

d09fd0b5d182d183d185d0bed0b2d0b0-1899551 Екатерина Петухова

Екатерина Петухова, принимавшая дистанционное участие в секции о будущем телевидения, порекомендовала определенные меры предосторожности при просмотре VR . Во первых, она считает, что VR шлемах стоит устанавливать установлены таймеры , чтобы пользователи не отрывалиь от По ее мнению, как физиолога по первой профессии VR опасна для детей до 7 лет, у которых еще не полностью сформировался зрительный анализатор. Привычка к VR по ее мнению может формировать у них искаженное восприятие реальности. В то же время в телевидении сегодня развиваются именно анимационные VR проекты , в основном адресованные детям. В частности, детский анимационный проект этой осенью был анонсирован «Цифровым телевидением». Причина интереса к анимации понятна –это полностью скомпилированная реальность , мы не оцениваем ее на предмет правдоподобия, и в ней возможен любой интерактив.

Для телевидения Колесников видит хорошую перспективу в развитии технологии виртуальных камер. Любое спортивное событие снимается с разных углов как минимум двенадцатью камерами, а некоторые и значительно большим количеством. Сегодня уже есть техническая возможность для компьютерной экстраполяции изображения с промежуточных ракурсов. Пока такая экстраполяция проводится только для неподвижных изображений но, по мнению, Олега Колесникова, вскоре мы увидим множество тестов и с видео. Речь не о формате виртуальной реальности, а просто плавной смене ракурсов , вместо привычных нам скачков.

И, наконец, он переход на векторные систем компрессии видео, аналогичные векторным графическим форматом. Основное достоинство векторных систем компрессии — независимость от размера экрана используемого для воспроизведения. А это важно учитывая рост популярности много экранного распространения видео.

HDR — еще одна технология, способная «малой кровью» создать картинку, отличную от обычного HD. Олег Колесников похвалил технологию Dolby Vision за реалистичность изображения, но как то неоднозначно. По его впечатлению наблюдать в НDR сюжеты со вспышками фотокамеры или лучами восходящего солнца так же тяжело как и в реальной жизни. Кроме того, он опасается, что самые контрастные HDR кадры могут не пройти практикующуюся в Евросоюзе проверку на безопасность для эпилептиков. Эти опасения не кажутся преувеличенными, так как видео в HDR — действительно впечатляющее зрелище.

Анна Бителева 

МЕДИА СПУТНИК